∙ Переплетение пальцев рук
Предложите малышу сложить руки в замок. Это упражнение должно выполняться быстро, без всякой подготовки. Итак, что мы имеем? У правшей сверху будет большой палец правой ручки, у левшей — левой.
∙ Поза Наполеона
Речь идет о складывании рук на уровне груди. У правшей правая кисть руки обычно лежит сверху на левом предплечье. А у вашего малыша?
∙ Одновременные действия обеих рук
Пусть малыш попробует нарисовать руками круги, квадраты, треугольники. Движения, которые будут выполняться ведущей ручкой, могут быть немного более медленными, однако и более точными. Углы таких фигур — не сглажены. Кстати, лучше всего выполнять это задание с закрытыми глазками. Именно тогда родители смогут наиболее четко выделить нарушения формы, пропорции фигурок, которые рисуется неведущей рукой.
∙ Мелкие дела
Педиатры также советуют для определения лево- или праворукости попросить малыша продемонстрировать такие действия: пересыпать песок лопаткой, почистить зубы, полить цветы, достать книги с полки, толкнуть палкой шарик, открыть замок-молнию, вынуть пробку из ванны и т.д.
А теперь можно провести и ряд дополнительных тестов. Пусть ребенок:
- Почистит обувь щеткой.
- Намотает нитку на катушку.
- Перельет воду из одного сосуда в другой.
- Попадет ручкой в небольшую точку (как в игре Дартс).
- Отвинтит гайку из детского пластмассового конструктора.
- Сложит мелкие детали в узкий цилиндр.
- Сотрет ластиком заранее нарисованные крестики.
- Проденет нитку в иголку (под присмотром).
- Стряхнет с себя пыль, соринки.
- Позвонит в колокольчик.
- Закроет-откроет застежку-молнию.
∙ Двоеручие
А как же быть, если малыш одинаково хорошо владеет и левой, и правой руками? Нередко дети начинают писать и левой, и правой руками, иногда рисуют правой, а пишут левой или перекладывают ручку из одной руки в другую, попеременно используя левую и правую руки, что может сильно затруднить процесс формирования у него навыков письма.
В этом случае надо понаблюдать определенное время за ребенком, спросить его, почему ему легче выполнять то или иное действие левой или правой рукой, попытаться помочь выделить ведущую руку и развивать ее.
Если же малышу одинаково удобно пользоваться ручками – не стоит его переучивать.
С уважением, Ирина Александрова